Мечтатель и правдолюбец Крош — герой моего поколения?

Добрый день, друзья!

Начать новую рубрику хочу с фильмов о Кроше. С этими книгами Анатолия Рыбакова и фильмами у меня особенные отношения.

Книги Анатолия Рыбакова «Приключения Кроша» и «Каникулы Кроша» написаны в 60-х годах 20 века, а Крош (Сергей Крашенинников) в этих книгах относится к послевоенному поколению молодежи, примерно 1948-1950 годов рождения. Сразу же после выхода этих книг был снят фильм «Приключения Кроша» о старшеклассниках, проходящих производственную практику на автобазе.

А «Каникулы Кроша» написана о том же времени и разница в событиях, наверное, в несколько месяцев, но фильм сняли только в начале 80-х. И адаптировали его к современности, сценарий немного изменили. В результате Крош из этого фильма стал примерно моим ровесником. В это время ему 16 лет и упоминается, что он родился в 1963 году. Все совпадало с книгой, диалоги героев, монологи Кроша, изменили только небольшие детали, например. даты упоминаемых событий, марки престижных автомобилей ( у одного из героев в книге «Москвич». а в фильме ГАЗ-24). Но так было намного интереснее, особенно в связи с тем, что первый фильм не был удачным и был забыт.

2

Позже вышел фильм «Неизвестный солдат», тоже короткий телесериал. Я пропустила, когда именно это было. Но книгу читала вместе с «Каникулами Кроша», а посмотрела только недавно.

И уже в начале 90-х когда мне было уже лет 25, вышел телесериал из 4 серий «Воскресенье, половина седьмого», продолжение с Крошем, уже взрослым. Замечательное продолжение, а когда А. Рыбаков написал эту часть, я не знаю. Скорее всего, именно в эти 90-е.

С книгами и фильмами у меня связано еще и то. что я  перечитывала книгу во взрослом возрасте. В 90-х годах, живя в Украине, нашла ее на украинском языке и читала с целью изучения украинского литературного языка. Переведенную книгу с русского читать было легче, чем книги украинских писателей.

Но перейдем к фильму, почему он стал любимым? И не только моим, а целого поколения? Фильм затрагивает судьбы разных людей, начиная со сталинских времен.

Один из героев фильма, Владимир Николаевич (Вэ Эн), живет в центре Москвы, в одном дворе с Крошем и его одноклассниками и друзьями.  Вэ Эн — профессор искусствоведения, который сделал свою карьеру на грязных делах 20 лет назад и продолжает нечестные операции с покупками- продажами произведений искусства, втянув в это молодых людей, своих соседей. У него трое помощников, еще школьников, а Крош становится четвертым. В фильме часто звучит слово «бизнес», которое в то время нечасто можно было услышать.

4

Как много знал автор книги о способах манипуляции сознанием людей! Речь идет о старшеклассниках. Вера, Костя, Игорь и Крош по разным причинам соглашаются помогать профессору искусствоведения. Но в основе всех их причин  потребность в деньгах. У кого-то в небольших, которых не хватает, чтобы иметь, то что хочется. А у кого-то это связано с Мечтой, которая стоит больше, чем можно заработать за годы, работая в тех местах, где большинство москвичей. Крош не хочет просить деньги у родителей на магнитофон, а Костя мечтает об отдельной квартире, кооперативе, чтобы не жить с отчимом. Игорь тратит заработанные деньги на пикники, кафе и прочие атрибуты красивой жизни. Для него Вэ Эн — кумир и образец, как делать деньги. Игорь ровесник Кроша, но ушел из школы, по предыдущей книге, и работает в массовке на «Мосфильме».

1

Вэ Эн использует молодых людей в те моменты, когда они брошены взрослыми и у них проблемы. Крош тоже попадает в поле зрения Вэ Эна в момент отъезда родителей в отпуск. И его предупреждают, что родителям не стоит рассказывать о дружбе с этой компанией и общих делах.

Скупка подлинников японских скульптур у населения маскируется как обмен коллекционеров. Но при этом происходят и подмены, и контроль за коллекциями людей, к которым вход Вэ Эну закрыт. А Крош вначале думает, что выполняет невинные поручения занятого человека, съездить — отдать — забрать.

Крош сильно переживает, когда происходит что-то непонятное ему: торг, манипуляции, ему это совершенно чуждо. Он хочет сразу прекратить неприятные ему занятия, но чувствует, что его не хотят отпускать, создавая препятствия. Он уже должен компании немалые для него деньги, 25 рублей, за пикник, кафе-мороженое и шашлычную. У Кроша хватает решительности, он отдает последние деньги из оставленных родителями и твердо заявляет, что не работает больше.

Друзья Кроша свой выбор сделали. они зарабатывают деньги, а остальное их не интересовало. Но в какой-то момент Костя понял, что работает с человеком. который был почти прямым виновником смерти его отца 16 лет назад. А Крош был нужен как посвященный в личную жизнь Кости, куда Вэ Эн не имел доступа. В конце сериала вся молодежь бросает Вэ Эна и его «бизнес».

В 80-х, смотря фильм и читая книгу, все воспринималось как единичный случай. Так и было, единицы занимались бизнесом. Зло в фильме раскрыто, виновный не наказан, но остался в одиночестве и ему стало труднее продолжать свой «бизнес». Никто из молодых не понес потерь, материальных или моральных. Даже наоборот, в семье Кости наступило понимание после многих лет.

Но сейчас фильм смотрится по-другому. Эти манипуляции сознанием людей сейчас хорошо знакомы и узнаваемы.

«Каникулы Кроша», несомненно, лучший сериал в в этой киноэпопее про Кроша. статья и получилась полностью про него. В следующих статьях напишу про «Воскресенье, половина седьмого», также психологический  фильм и детектив, про взрослого Кроша. Про «Каникулы Кроша» также можно продолжить, про его дружбу и любовь в этом фильме, например.  Жду комментариев. Многие ли видели фильм? 3

 

 

 

 

 

 

5 thoughts on “Мечтатель и правдолюбец Крош — герой моего поколения?

  • 07.11.2016 в 13:55
    Permalink

    Спасибо, что напоминаете о хороших старых фильмах, их сейчас редко увидишь, с ними вспоминается молодость.

    Ответ
    • 07.11.2016 в 14:14
      Permalink

      Спасибо вам, Сергей, за комментарий. При желании я смотрю здесь vk(точка)com/video, замените точкой на клавиатуре символы (точка), скопировав в браузер. И перейдя на сайт, набираете название интересного вам фильма в строке поиска. Есть и на ютубе, и в Яндекс видео, но я ВК привыкла.

      Ответ
  • 08.11.2016 в 00:54
    Permalink

    Помню этот фильм. А вот в каком возрасте его смотрела, не помню. Не скажу, что но оставил большой след в душе и в памяти.
    Мне больше нравятся фильмы по другой трилогии Рыбакова «Кортик, «Бронзовая птица», «Выстрел» (фильм по этой книге называется «Последнее лето детства»).

    Ответ
    • 08.11.2016 в 06:50
      Permalink

      «Кортик» смотрела и читала, но в слишком молодом возрасте, лет в 11, и мало что сейчас помню. Тему войны и про военных не очень любила.

      Ответ
  • 29.08.2021 в 14:43
    Permalink

    Книгами Анатолия Рыбакова в детстве я зачитывалась, включая повести про Кроша, а вот о том, что они экранизированы, узнала впервые. Впрочем, сейчас в интернете можно найти что угодно. Спасибо за подсказку, посмотрю обязательно.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.