Об авторе

DSCF1042 Меня зовут Лариса Забильская, мне 50 лет. Блогу более года, и недавно я решила переписать этот раздел,  поняв, о чем он должен быть.  Раздел должен рассказать обо мне наиболее полно, а не в двух абзацах, как я написала вначале.   Я увидела в интернете такой пример,как нужно писать о себе, и этот пример стал настолько мотивирующим! Сразу предупреждаю, рассказ будет длинным.

На блоге уже есть сведения обо мне и чем я занимаюсь,  а также рассказы о людях, которые на меня повлияли, об успехах и неудачах. Но раздел «Об авторе » должен кратко, но в то же время достаточно рассказать, кто такой этот автор и чему он может научить, и читатель или закроет этот блог навсегда, или будет читать другие разделы, а если зацепило, то будет возвращаться.

Как и автор того блога, с которого я решила взять пример, начну с детства. которое я помню довольно хорошо. А темы, которые хочу раскрыть, это кто и чему учил в детстве, опыт дружбы, опыт обучения, отношения к труду, зарабатывания денег….

Итак, раннее детство,  до школы.  В детский сад я не ходила,  как и большинство детей со двора моего возраста и старше, Наверное, не хватало детских садов, но уже через 3-5 лет все изменилось, и те, кто немного младше,  сплошь детсадовские дети, а не с ключом на шее с 5-6 лет.  Детей именно моего года рождения в нашем маленьком дворе с двухэтажными домами почти не было, те, кто на два года старше, считал себя взрослыми, и сначала было с ними мало общего. К тому же многие дети во дворе воспитывались по принципу , как говорил цыган а в анекдоте:  «Ну что, этих будем отмывать или новых делать? »  Когда мне было 5 лет, летом каждое утро двор опустевал, все дети постарше толпой уходили на речку Степной Зай. Это была речка с пятнами разлитой нефти, я там никогда не была, только мимо проходила уже в более старшем возрасте. Приходили довольные и загорелые в обед. У меня же дома взрослых было больше, чем детей, и бабушка, и дед на пенсии, да еще в то время постоянно была родная сестра бабушки, которая не имела своей семьи.  Водили по двору за ручку, выйдя на прогулку, общались со взрослыми, от более старших детей  взрослые  видели опасность, что толкнут или отнимут игрушку.  Дома  было много книжек, и с 5 лет я знала много стихов на память и начала читать. С этого времени и стала общаться с более старшими детьми.

В вечернее время дети играли в игры, которые были по всему СССР, какие-то на скорость и ловкость, а какие-то и на интеллект.  В играх, где писали на асфальте слова с пропущенными буквами, старших как-то удивило, что я знаю буквы.  А однажды кто-то из взрослых спросил детей, кто какие стихи знает, и я впервые рассказала какой-то стих, который дома часто рассказывала, и был он очень длинный. Все были поражены. Сказали, молодец, тебе будет легко учиться в школе, Были среди соседок и учительницы, как и моя бабушка.

Да, с этого дня меня стали звать в игры с более старшими, и часто просили почитать стихи, а потом одна девочка выносила на скамейку свои книжки, чтобы проверить, действительно ли я умею читать. Читала я тогда еще медленно и по слогам, но она увидела, что читаю, и поделилась со своим подругами.

Во дворе сразу вырос мой авторитет среди детей постарше.  Через небольшое время пошла я в школу, к которой вроде бы была готова, но оказалась в первые месяцы далеко не в лучших по письму, не была развита мелкая моторика. Почему-то этому моя бабушка не уделила внимания, хотя была опытным учителем начальных классов. А также , когда начались через месяц рисование и труд, проявилась та же проблема. К тому же я не была развита физически, хотя довольно быстро бегала и мне это нравилось. Но упражнения по гимнастике, лыжи, коньки, плавание никто мне не показывал. А многие дети были очень развиты в этом. Все это не принесло каких-то психологических травм, и даже зависти к другим не было. Письмо исправилось очень быстро, уже через месяца полтора в тетрадях были в основном «пятерки» за буквы и предложения.  Поделки и рисунки не были лучшими довольно долго, потому что этому не уделялось много внимания взрослыми, говорили «каждому свое, не все художники, не все шьют, вышивают».  А письму, конечно же, внимание уделили, зная, что хороший почерк — это то, что повышало  статус в то советское время.

Итак, была я среди лучших в классе все годы обучения в школе и даже «шла на медаль», которую в итоге не получила. Какие предметы нравились и в каких добилась успеха? Школа была самая обычная, без уклонов, но преподавание было качественным в основном. Все хорошо было с литературой, русским языком (сочинения всегда шли на конкурсы), немного хуже с математикой, хотя конкурсные задачи на большинство факультетов МГУ решала, просто не очень любила этот предмет.   Физика — не мой предмет абсолютно точно, хотя, если бы попала в физико-математическую школу, может быть, и по-другому бы относилась.   Биология и химия — это как песня, много прочитанных книг сверх программы. олимпиады, в которых, правда, дальше своего города не проходила….Полный ноль в  школьном черчении, только в вузе поняла этот предмет, и сдала на «отлично».  В наш год обучения этот курс черчения был то ли отменен, то ли сокращен, но в аттестате в те годы не было по нему оценок, и это классно! Потому что мало кто может учить этому маленьких детей.

Да, что же было с физкультурой и здоровьем в те годы? Почему пишу об этом, да потому, что блог во многом о здоровье. Были уроки, которые мне нравились, это нормативы по бегу, особенно на средние дистанции 300-500 м, да и все уроки, которые проходили на улице. Не любила командные игры в зале, такие как баскетбол и волейбол. Не нравились занятия на снарядах, а тогда они были в программе, это сейчас признаны опасными и исключены, только в спортшколах есть.  Кроме этого, в младших классах я была чемпионом двора по скакалкам. Было несколько игр с ними, и зная, что у меня нет больших успехов во всем остальном, мальчик постарше как-то не хотел играть со мною в паре, на что ему старшие девочки сказали » ты что, она прыгает лучше тебя» . И он в этом убедился!

Так вот, мне практически ничего не нравилось из того, чем занимаются в зале.  До 9 класса. Большинству девочек, кстати. не нравились лыжи зимой, а нравились игры и гимнастика. Почему не нравилось мне? Потому что не получилось что-то с первого раза. И вот появилась у нас учительница, которая сказала  «неспособных нет,  все это  могут делать ВСЕ, даже медведи и слоны в цирке!» Кто-то лучше и красивее, а кто-то хуже, но это не важно.  И показала, как работать над каждым упражнением, что если слабые руки для  стойки или «колеса», то все равно осваивать технику, и это не должно быть отговоркой!

Эта учительница проработала в нашей школе всего год, почему-то ушла. И в 10 классе уже не было мотивации заниматься, все вернулось к тому, что было в 8 классе. На физкультуру большинство девушек «забивали»

Еще труд, или швейное дело, или УПК в старших классах. В те годы в УПК давали удостоверение по рабочим профессиям, но не всем, а тем, кто сдал на 5 теорию и практику., и в нашем классе таких было 2 девушки, в числе которых меня не было. В этом тоже были замечательные учителя, и кое-чему научили, насколько смогли. Первой учительницей была участница войны, попавшая в наш город из Прибалтики, и служила она в войну спецназе. Шила она сама идеально, быстро, зарабатывала дома на этом. И могла привить любовь к этому занятию и вообще домоводству, несмотря на то, что злилась, видя плохую работу. Потом учила нас технолог с швейной фабрики, очень красивая и женственная и умеющая говорить о моде, значении стиля и одежды, при этом идеально умеющая кроить, шить и вязать.

Почему так подробно про «физру» и труд? Да потому, что эти предметы для жизни большинства значат намного больше, чем астрономия или алгебра с геометрией.

А еще была музыка, хор, выступления с 5 по 7 класс. И это тоже много дало, но я не дотягивала до своей бабушки, которая играла на гитаре и мандолине и пела сольно, ее талант передался старшему сыну, не моему отцу, и внуку по той линии.

Школа закончена, и на следующий же день я оказалась в Казани, подавая документы в вуз с большим конкурсом. Впереди был месяц подготовки в общежитии, потом экзамены. Сейчас все ругают ЕГЭ, но экзамены сдаются в один этап, и можно поступать в 5 вузов! А тогда, трата денег на билеты, месяц проживания в другом городе, и поступаешь только в один вуз, да еще и устные экзамены! Короче, не поступила.

В первый год было 2 варианта — подать документы на вечернее или заочное отделение, где экзамены позже, в другой вуз (в моем выбранном было только дневное) и сдавать снова в конце августа, скорее всего, частично другие предметы. Или устраиваться на работу и отложить поступление на год.  Да, был еще вариант пойти в ПТУ, где недобор, возможно, и какой-нибудь техникум, где экзаменов с хорошим аттестатом нет. Выбрала работу, сейчас трудно сказать, правильно или нет. Если бы выбрала поступление в вечерний вуз, нефтяной, то закончила бы на год раньше высшее образование.  Но, было так, как было.

Что я поняла за эти 8 месяцев первой работы?  То, что у взрослых совсем другие интересы, во взрослом коллективе, где не было ровесников. И это  не очень комфортно. Школа совсем не готовит к этому, и вуз тоже, там находишься в окружении сверстников, и хотя в школе есть дети старше и младше и общение и с ними, но разница небольшая, а статус один -школьники и студенты. На работе в одном и том же статусе может быть 18-летний выпускник школы и пенсионер. Который в этой работе тоже новичок, у него до пенсии была другая работа.

И кто пропустил студенчество, они, наверное, раньше повзрослели или даже постарели душой.  Поэтому, не смотря на то, что коллектив был хороший, ходить на эту работу с удовольствием не получалось. Не было новизны каждого дня, как в школе, каждый день был похож на предыдущий. В молодых коллективах хотя бы происходят свадьбы работников, уходы в декрет и выход из него, в связи с чем немного обновляется коллектив. Здесь же большинство было давно и надолго, и все важные события в жизни у них уже произошли. Это были еще те времена, когда осенью отправляли иногда на  сельхозработы, на день, не больше, И уже это было какое-то разнообразие.  В общем, с нетерпением и со страхом ждала лета и новых вступительных. экзаменов.

Да, во время студенческих зимних каникул общалась с теми, кто поступил в вузы в больших городах, и они рассказывали, что  счастливы!

Летом в вуз все же попала, но не в тот, о котором мечтала. Наверное, в ту область уже не тянуло так, как в первый год, и пришло понимание, что это была в чем-то иллюзия. Что учиться нужно той профессии, где платят побольше. А разница даже в 50 советских рублей  немало значила.

Поработав среди людей, которые получали мало, и не имели дополнительных возможностей, появилось стремление вырваться из такого окружения. Возможностей в СССР вообще было не особенно много, но если нельзя себе позволить хотя бы ежегодный отдых не в своем регионе, не стоит мечтать об автомобиле, а ездить до пенсии в автобусе — это был удел бюджетников, а в промышленности все же была мотивация. И понимая, что работа — это не вся жизнь, а только часть ее, а комфорт дома и будущей семьи зависит от зарплаты.

Было и внушение родственников, и уговоры, не буду скрывать. Подавая документы в единственный вуз нашего города (это был филиал московского института нефти и газа имени Губкина, так он тогда назывался), познакомилась с теми, кто работал на нефтяных предприятиях города рабочими, (вуз был вечерний), видела, что это люди более обеспеченные.  Я настроилась на то, что постараюсь увидеть хорошее в этой профессии и полюбить ее.   Хотя, те кто меня на это уговорил, сами плохо представляли процесс добычи нефти и ЧТО ТАМ МОЖЕТ ДЕЛАТЬ ДЕВУШКА. Женских профессий в то время было: оператор по добыче нефти и газа (процесс механизирован и автоматизирован, но обязанностью был обход скважин и покраска арматуры, а также покос травы вокруг скважин.) Следующая — оператор товарного парка. Кто видел резервуары и сепараторы, теплообменники с нефтью и другими продуктами? Их тоже нужно регулярно красить серебряной краской, а также содержать в порядке территорию.  Операторы более высокого разряда следят за приборами учета и передают показания в центр управления, но молодые, без опыта  именно на краске и уборке.  И все! Больше ничего нет для девушек.

Та к было ли у меня студенчество, которое позволяет не стареть душой?  Да, дорогие читатели, было все — и дальний колхоз, и практики. Стройотряда не было, потому что я на третий курс пришла на дневное. А до этого было вечернее, и это и не студенчество в полном смысле. Было много тех, кто после школы или техникума, но жили все дома, многие поступили на вечерний, потому что были уже семьи, поэтому, кроме учебы, мало было общего, почти не было общих мероприятий. И приходили вечером на занятия уже часто уставшими после работы. Жизнь, конечно же бурлила, создавались и расставались пары, вечером после занятий еще и получалось немного погулять по городу (в 22 часа, и нормально освещалась тогда только центральная улица).   Во время учебы на вечернем я работала. И вот это самое прикольное, день был наполнен с 6 утра до 23 часов, и это было ощущение счастья и полноты жизни!

Как я уже писала, очень хотела полюбить профессию нефтяника. Начала с подсобных работ, но не в добыче, а в геологоразведке, замерщиком на топографических работах.  Это рабочие, в основном женщины, которые ведут топографическую съемку местности с топографом, топограф носит приборы, а рабочий рейку. За день проходились километры, а для начала работы нужно было еще доехать, объекты находились в часе-полутора езды, и частично по грунтовке или бездорожью на вездеходе. В 19 лет все это не мука, а весело, свежий воздух, общение с разными людьми.  Проработала я с лета до Нового года, зимой было не так весело, оптимизм пропал, но вот мне предлагают должность техника-геолога, и для второкурсницы это аванс и признак хорошего отношения старшего геолога. Вышестоящее руководство тормозит, считая, что слишком молода и мало знаний по геологии, но все решается положительно!

Это, несомненно, рост и везение, работа интеллектуальная вместе с геологами с высшим образованием. Но был один минус для студентки-вечерницы — график не с понедельника по пятницу с 8 до 17 часов, а по необходимости выход и в субботу, и в воскресенье, и в праздники, если нужно ехать на буровую и там проводятся геолого-геофизические работы. Я согласилась, потому что материальная сторона это неудобство компенсировала, доход увеличился в 1,5 раза.  Появилась только проблема совмещения с учебой, не всегда к 18 часам успевала вернуться домой с буровой, и часто жила там по двое суток, редко и трое.

Но однажды я вспомнила о своей Мечте учиться на дневном, и вспомнила об этом в то время, когда встал вопрос о том, что поездки и задержки будут чаще. Нужно было выбирать, или эта работа, или учеба (возможно, на дневном в другом городе), а потом уже работа. И при переходе на дневное потом возможность поехать по распределению и иметь права молодого специалиста на жилье. Выбрала второе, и поводом послужили примеры тех, кто уже имел высшее образование, но  по-прежнему работали техниками-геологами. Поехала в Уфу, отчислилась из вечернего филиала «губкинского»  (который называли в то время «керосинкой») и перевелась в Уфимский нефтяной институт.

Все резко изменилось, жизнь в общежитии, в относительно неплохих для того времени условиях. Район Уфы Черниковка, которая когда-то была отдельным небольшим городом, а чтобы соединить города, был построен самый длинный в то время в СССР проспект Октября длиной 18 км. Все необходимое в шаговой доступности, красивый район, с архитектурой сталинских времен, правда, с очень плохой экологией, в смысле воздуха и воды. В других районах Уфы дышалось значительно лучше. Но летом и весной довольно зеленый, несколько парков поблизости от места моего проживания.

В общежитии и на факультете было процентов 70 парней, были и иностранные студенты с Кубы. В основном все с первого взгляда понравилось! И лекции, и библиотеки, и быт. До начала занятий был еще дальний колхоз в Белокатайском районе, и по сравнению с Уфой это самая настоящая глушь, да еще и ближе к Уралу, Про колхоз можно написать отдельную статью или даже художественный рассказ! И это были ЗАРАБОТАННЫЕ деньги, после геологоразведки, первые на новом месте. А с началом учебы стала получать стипендию, и она была такой, что можно было на нее и выжить очень скромно -50 рублей обычная,  62.5 рублей повышенная тем, кто сдал на 4 и 5 с каким-то процентом «пятерок» и 75 рублей, если все «пятерки».   А на последнем курсе обычная 60 рублей, а все остальное пропорционально повышалось!  На самую высокую стипендию не получилось сдать ни разу, но повышенную получала на 4-5 курсах.

После 3 и 4 курса были производственные практики,  которые была возможность пройти в любом месте СССР, от Прибалтики до Сахалина и от Норильска до юга Узбекистана. Все зависело от личной цели, заработать денег, чтобы хорошо жить зимой, или посмотреть страну, или загореть на море. И это была возможность присмотреть себе будущее место для распределения!

Чем еще вспоминается институт? Это опыт дружбы, совместного проживания, развлечений при отсутствии у большинства средств выше прожиточного минимума. Действительно, почти каждый день был интересным, особенно в первый год, потом уже «приелось». Наверное, было что-то, что и раздражало, но по прошествии многих лет такие мелочи не помнятся.

После распределения у меня была работа в Харькове, в НИИ, Это были уже годы окончания перестройки и распада СССР, Начала там работать в одной большой стране, а закончила уже в независимой Украине. Это было время самых резких перемен, и в уровне оплаты, и в  том, что именно в это время появились персональные компьютеры и стал меняться сам процесс работы…Этому этапу нужно сказать спасибо, за знакомство с множеством интересных людей, за поездки по городам и странам СНГ, как в командировки, так и в отпуск. За курсы повышения квалификации и курсы английского языка. За передачу своего опыта учеными отдела, в сфере газовой промышленности. За обучение писать статьи, письма, а также делопроизводство. Назвала бы всех людей, которым благодарна, здесь, но мои читатели их не знают, многие из них давно живут в Европе и США…

Теперь о том, почему именно это место работы мне иногда снится в страшных снах. Хотя первые 2 года все было просто отлично, и я любила понедельники, и не было никакой проблемой приехать на работу в субботу, но с 1991 по 1994 год все становилось хуже с каждым днем. И это даже не уровень доходов, сначала он рос, и какая-то уверенность присутствовала в завтрашнем дне. За все 5 лет не было сокращений и реорганизаций, А что раздражало меня? Окружение и их разговоры о всякой чернухе, о том, как было хорошо и как могло быть, если бы не перестройка. Ностальгирующее по брежневским временам окружение 40-50-летних, когда мне было 25-28. А также в обед беготня по магазинам центра города и обсуждение, как все там плохо, дорого, маленький выбор или вообще пустота. Ведь было реально такое, кто помнит — пустые полки.  Реальное падение жизненного уровня и покупательной способности практически всех людей.

И в это время, в 1989-1991 годах,  у меня была зарплата 330 рублей с премией, и на этом уровне она была заморожена потом  на год примерно, а цены росли каждый день. Но я и мое окружение не голодали, и даже покупали многое из вещей, а знаете, как? Умные и предприимчивые люди брали нас, молодых специалистов, освоивших компьютер, во  временные творческие коллективы. Я же, кроме печатания на компьютере, неплохо чертила карты. Там оплата была совсем другой, за короткое время, 2-3 недели, можно было заработать 2-5 основных окладов. Это время научило и строить отношения с людьми, презентовать себя, чтобы получить выгодную работу.

Через 5 лет я вернулась в свой родной город, в связи с разводом с первым мужем. Харьков стал для меня абсолютно чужим городом, там и вообще в Украине не было даже дальних родственников.   Стала искать работу, считая себя хорошим специалистом, но ситуация была такой на рынке труда, что найдя работу диспетчера учебной части в местном небольшом вузе, можно было считать это счастливым билетом.

И здесь, ВНИМАНИЕ! Я ПЕРЕУЧИВАЛАСЬ С ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА НА ПЕЧАТНУЮ МАШИНКУ!  Кто еще прошел такой путь?  Да, в этом вузе персональные компьютеры тогда были только на кафедре информатики и в приемной ректора. Справедливости ради, скажу. что декан факультета, сам освоивший печатание 10 пальцами, отлично преподал эти уроки всем своим подчиненным , а также как на машинке печатать таблицы, как выравнивать текст, с какой силой ударять по клавишам, чтобы буквы ровно стояли в строке….Не все машинки даже были электрическими, и силу нужно было прикладывать.

Позже здесь тоже появились компьютеры. Тогда я работала уже не в деканате, а на кафедре,через год стала преподавать, благодаря опыту работы в НИИ. Проработала я в государственном вузе всего 10 лет, из которых 4 года пришлось на 2 декретных отпуска.  Время было такое, что рабочее место было, и уже хорошо, так рассуждали большинство моих коллег-женщин.  Кто-то и уволился в это время, посвятив жизнь домашнему хозяйству и воспитанию детей, посчитав, что так даже выгоднее. Я тоже во время второго декретного отпуска знала, что в вуз не вернусь. И стала искать, где можно заработать.

За год до выхода из декретного отпуска решила получить профессию, которая востребована в новых условиях. И идти за ней в вуз лет на 5 или даже 3 не собиралась, подвернулся колледж, где прошла то, чему не учили в вузе — составлению бизнес-плана,  бухгалтерскому и налоговому учету на малом предприятии и подобным премудростям. Было ли мне неловко в 38 лет сидеть за партой с 18-20 летними в большинстве?  Почему-то нет, с ними сложились очень неплохие отношения. Закончила колледж, с расчетом со временем получить высшее финансовое или экономическое образование, но нужно было сначала найти работу.   И я ее нашла, где зарабатывала значительно больше, чем в институте. Но меньше, чем обещали при устройстве. А через год это малое предприятие закрылось.

Потом была работа в сфере финансов, не очень долго, и одновременно учеба на финансиста на втором высшем. Эти два места работы дали полное представление о том, как все может быть непредсказуемо, когда работаешь не на государство, а на «дядю». И если рассчитываешь только на один вид дохода, от работы по найму.

И еще до устройства на работу в первую компанию, в конце декретного отпуска, я узнала впервые немного сетевой маркетинг.  Об этом написано в разделе «Статьи о бизнесе».

 

 

 

 

СТАТЬЯ НЕ ОКОНЧЕНА

 

 

.

 

Худеем минус 15